«Выставка произведений церковного искусства из частной коллекции Ольги и Александра Ильиных»

Выставка открывается памятником с изображением шести святых в рост каталонской живописной школы первой половины XV века.

Каталония расположена на северо-востоке Испании. Каталонская школа живописи, наиболее прогрессивная ветвь испанской художественной культуры ХIV-ХV веков. Почвой для расцвета Каталонской школы послужили особенности исторического развития Каталонии, её местные художественные традиции, а также тесные торговые и культурные контакты с Францией, Италией и Нидерландами. Памятники такого уровня теперь становятся редкими замечательными шедеврами не только в собрании Ильиных, но вообще в нашей стране.

На выставке представлены оклады, исполненные в разных материалах, техниках и разные по времени изготовления. Но особая значимость их в том, что на многих стоит клеймо с датой изготовления и именем мастера.

Редким экспонатом в музейных экспозициях можно считать бронзовый сестрорецкий рубль ХVIII века. Это были монеты специального выпуска, предназначавшиеся для обеспечения ассигнаций; чеканились они на Сестрорецком монетном дворе и на Сестрорецких оружейных заводах. В качестве сырья, для местного производства, использовались, в основном, пришедшие в негодность пушки.

Интересной частью коллекции является литая медная пластика ХVIII-ХIХ веков. Медное литьё – особый вид прикладного искусства, имевший на Руси глубокие исторические корни.

Со времени принятия Русью христианства памятники медного литья составляют наиболее многочисленную группу среди предметов церковного обихода. Это всегда объяснялось простотой технологии, сравнительной дешевизной материала и широким спросом у населения. Для литья использовался металл, обладающий хорошими литейными качествами. Природная медь к числу идеальных металлов для литья не принадлежит. В чистом виде в литейном деле редко использовалась. Применяли бронзу – сплав меди с оловом и латунь – сплав меди с цинком.

На выставке наиболее полно представлено искусство литейщиков ХIХ века: «иконы», «кресты», «складни». У старообрядцев особое отношение было к литым иконам и складням. Почитали их как прошедших «очищение огнём», т.е. не «руками творимых».

Г. И Вздорнов, доктор искусствоведения, член корреспондент Российской Академии наук, с 2004 года - почётный академик Российской Академии художеств отмечал, что «частное собирательство дало мощный толчок науке о древнерусской живописи…»

оставить комментарий