«Как кирилловский кузнец блоху подковал»

Испокон веков кузнечное ремесло ассоциировалось с магией.  Воле кузнеца неукротимая огненная стихия становилась послушной. Прочный металл плавился и переходил в жидкое состояние. Бесформенные куски железа превращались в полезные и удивительные вещи. Колдующие вокруг кузнечного горна мастера считались магами и волшебниками. Их труд щедро оплачивался, а сами они пользовались уважением и почетом.  Наибольшего расцвета ремесло достигло в XIX веке, когда повсеместно были свои кузницы. Немало их было в Кириллове и его окрестностях. В кузницах изготовлялись и орудия труда, и ажурные кресты многочисленных храмов, декор для архитектурных сооружений.

 Прошло немало времени, прежде чем кузнечное искусство стало развиваться вновь. Не смотря на то, что ни отец, ни дед не были кузнецами, Николай Валентинович  - хранитель древних традиций, волшебник со стальными мускулами и поэтической душой. Он относится к немногочисленным сегодня фанатикам молота и наковальни. Сам о себе он говорит: «кузнеца для сильных людей», «то, что было сделано в кузнеце, могу сделать и я». В кузнеце Николай Валентинович работает с 1989 года, самостоятельно освоив профессию кузнеца ручной ковки. Начинал он с изготовления простого шоферского инструмента, делал монтажки, молотки, кувалды. Многие современные кузнецы механизированы, а в кузнеце Митина практически все инструменты и приспособления сделаны его руками. По его словам его всегда тянуло к живому огню горна, раскаленному металлу, послушному кузнечному молоту. На производстве Николай Валентинович оборудовал две кузнецы. Николай Валентинович освоил художественную ковку. В деревне Пески в своей кузница он куёт  решетки, кресты, замки, металлические детали каминов, выполняя многочисленные заказы.

 К нему не раз обращались за помощью реставраторы с заказами на изготовление кованных гвоздей, кружевных решеток, секирных замков и ключей к ним. За реставрацию входных ворот Кирилло-Белозерского монастыря никто не брался – низ совсем износился. Мастеров искали и в Череповце, и за пределами области. А мастер оказался рядом. Реставратор С.Б. Куликов сказал: «... незаметно, где старая ковка, а где новая». Самое большое изделие Николая Валентиновича – почти стокилограммовый засов для ворот Кирилло-Белозерского монастыря. В Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом и Горицком монастырях можно не мало показать прекрасных произведений кузнечного искусства, созданных руками кирилловского коваля. Для реставрационных работ Митин по чертежам реставраторов изготовил специальные плотницкие топоры.

Сейчас рядом с отцом стоит у наковальни и его сын Александр. Еще в школе Саша полюбил сладковатый дымок, струящийся от горна, вязкий красноватый, податливый молоту металл. Именно он помогал отцу восстанавливать четырехметровые монастырские ворота. По словам отца, сын овладел навыками кузнечного мастерства и в будущем займет достойное место среди мастеров одной из древнейших профессий.

Авторы выставки

  • Петрова Л.Л.

оставить комментарий